Перейти на номер:      1;2;3

 

 

В этом номере:

"Покутим"   Вступительное слово автора.

Новости Культурной жизни.

Воспоминания о барыне Ниловой. (Выступление  В.А. Гречухина на IX кацких краеведческих чтениях).

Выставка рушников в Музее мифов и суеверий русского народа.

Интервью с Владимиром Лотоцким.

Окно, известное и не известное.

Март. (Народные приметы).

Окно, известное и не известное

Мы начинаем с вами изучать русский быт вместе с Российским этнографическим музеем и книгой «РУССКАЯ ИЗБА, иллюстрированная энциклопедия». Подобные научно популярные издания достаточно редки на сегодняшний день, и нам кажется, что публикация отдельных статей из них, будет всем только на пользу. Авторы статей в этой книге, по внутреннему пространству избы: Е. Д. Мадлевская и И. И. Шангина, за что им огромное спасибо.
Сегодня наш разговор пойдёт об окнах.
Окно красное, Углич ул. Февральская
ОКНО. Световое и смотровое отверстие в стене дома.
В традиционном крестьянском доме XIX-XX вв. окна располагались на фасаде и на одной из боковых сторон, той, где была входная дверь, а также на фронтоне или мезонине. Окна устраивались зачастую на закрытом крыльце, террасе. В двухэтажных избах Русского Севера окна размещались, как правило, на втором этаже. Нижний этаж, служивший складским помещением, лавкой, ремесленной мастерской, имел вместо окон широкие двери, исполнявшие роль светового проема. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. В избах-пятистенках с прирубом, избах-двойнях устраивалось семь-восемь прямоугольных, одинакового размера окон: пять-шесть на фасаде, два-три окна на боковой стороне. Их высота равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Форма и размеры окон кирпичных домов были аналогичны окнам срубных изб. Однако в некоторых кирпичных зданиях верхняя часть окна делалась полукруглой. Фронтонное окно, называвшееся слуховым, было меньшим по размеру, чем фасадные окна. Иногда по своей форме оно приближалось к квадрату или напоминало бойницу русских крепостей. Окно мезонина, иногда называвшееся «светелкой», венециянским окном, было сравнительно широким. Оно представляло собой три поставленных вплотную прямоугольных окна. Окно закрытого крыльца могло быть тройным, одинарным, круглой, овальной или прямоугольной, приближающейся к квадрату, формы. Кроме перечисленных

Деревенская изба пятистенок с весьма крупными окнами, дер. Золоторучье
окон в крестьянском доме XIX-XX вв. были еще маленькие окошечки в подполье, сенях, клетях и чуланах высотой в один венец сруба, шириной около 2030 см.

Дом Калашникова, XVIII в. г. Углич
Главные окна крестьянской избы вырубались плотниками в уже готовом, поставленном на место срубе. В оконный проем вставлялась обвязка деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама оконница. В XVIII-XIX вв. оконная коробка делалась из толстых тесанных топором деревянных плах. Две плахи, косяки, ставились вертикально в оконном проеме. Каждый косяк имел с одной стороны продольное углубление, в которое входили шипы бревен стены, благодаря чему косяки плотно держались в проеме окна. Между косяками снизу укладывалось толстое стесанное бревно подоконник, подушка, подлокотник, подгонявшийся вплотную к нижнему бревну оконного проема. Сверху, между косяками, вставлялось также тесаное бревно лобанок, укреплявшееся с помощью углублений в косяках. Оконные коробки из пиленых досок появились только в конце XIX века. В оконную коробку вставлялась легкая деревянная рама с переплетами для стекла оконница. Переплет состоял из шести частей, реже из пяти. Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Иногда окно делалось с частично подвижной рамой. Одна из ее ячеек могла подниматься вверх или сдвигаться в сторону. В образовавшееся отверстие передавалась милостыня нищим или начинались предварительные переговоры с остановившимся у избы незнакомым путником. Створчатые рамы, открывавшиеся наружу, появились в крестьянских избах, вероятно, в начале XX в. Однако еще в 4050е гг. XX в. многие крестьянские дома строились с не открывающимися окнами. Зимних, вторых, рам в избах в прошлом не было. В холодные зимы окна покрывали снаружи плетенными из соломы матами или просто закладывались почти до самого верха соломой. Окна, расположенные на фасаде и боковой стороне всегда имели ставни, закрывавшиеся на ночь. Они были одностворчатыми или двустворчатыми, навешенные на петлях. Одностворчатые ставни считаются более древними, двустворчатые, в начале XX в., становятся в большей степени декоративными. Окна мезонина, фронтона, крыльца ставен не имели. В начальный период русской истории, когда жилищем древних руссов были полуземлянки и наземные срубные дома, люди обходились без окон. Свет, когда он был нужен, проникал через дверное отверстие, ориентированное на светлую и теплую южную сторону. В XIX вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, шириной в 3040 см. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками волоками. Тем не менее, в XIII-XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло. Волоковые окна в домах сохранялись довольно долго. Даже в XVII в., в боярских хоромах, царских дворцах жилые подклети имели волоковые окна. В деревнях же, они сохранялись вплоть до середины XIX в., соседствуя с косящатыми окнами. Косящатые окна окна с косяками и оконницами, появились в русском жилище, вероятно, в XIII в. Первоначально, они прорубались в княжеских и боярских хоромах, домах богатых горожан. Такие окна устраивали и в летних помещениях, и в зимних, отапливаемых. В ячейки оконниц вставлялось стекло, слюда, бычий пузырь, брюховица, т. е. пленка, снятая с брюшины животного, рыбий пузырь. Через такие окна свет в дом проникал довольно слабый, так что даже в солнечный день приходилось пользоваться искусственным освещением. Увидеть через него что-либо на улице не представлялось возможным. Это относилось и к оконному стеклу, которое было мутно-зеленого цвета, достаточно толстое, почти не прозрачное. Через слюду в дом проникало гораздо больше света. Однако стекло очень ценилось, особенно цветное, использовавшееся для оконных витражей. Причем русские князья и бояре любили витражные стекла ярких цветов, создававших иллюзию солнечного света в нарядной горнице.

Окно косящятое г. Углич, ул. 9-го Января
В XIV-XVII вв. окна в жилых домах крестьян и горожан располагались, как и в более позднее время, на фасаде и боковой стороне. Если все три окна фасада были волоковыми, то одно из них помещалось посередине стены, два других значительно ближе к углам избы, но всегда на одном уровне. Боковое окно располагалось на стене, образующей с фасадной стеной красный угол. Верхнее окно служило для выхода дыма и освещения внутреннего пространства дома, не имевшего потолка. Одно нижнее окно освещало устье печи, другое нижнее и боковое красный угол. В случае, если дом имел одно косящатое окно, то оно прорубалось в середине фасадной стены, волоковые окна по его сторонам на некотором расстоянии и чуть ниже, чем косящатое. Три косящатых окна даже в XVIII в., в русской деревне считались большой роскошью. Косящатое окно взяло на себя функцию общего освещения избы. Через него проникало большее количество света. Солнечные лучи, несмотря на малопрозрачные окончины, освещали не только печь и красный угол, но и пространство около двери. Такие замечательные с точки зрения людей того времени окна получили название красных окон, т. е. красивых, солнечных.
Волоковое окно, дававшее верхний свет, перестало быть необходимым в избах с косящатым окном и исчезло с фронтонов средневековых домов. Оно появилось вновь, но уже как чердачное, слуховое окно, когда в домах стали делать потолки.
Мифологическим сознанием окна наделялись многообразными символическими функциями. Наличие окон, как и дверей, маркировало дом как жилище человека. «Без окон, без дверей» мог быть только дом, принадлежащий «иному» миру и его представителям, таким, например, как Баба-Яга волшебных сказок. В то же время окно в стене осмыслялось как одно из самых опасных мест в доме, так как оно являлось границей между внутренним миром жилища и внешним миром, воспринимавшимся как враждебный. Через окно в дом, считалось, должен проникать только солнечный свет, длинные лучи солнца: «из окна в окно золото бревно», «на улице станушки (рубахи) в избе рукава» говорят старинные русские загадки. Все остальные проникновения через окна считались опасными для человека. Отсюда множество сохраняющихся до наших дней примет: птица в окно влетит к покойнику, дятел постучит носом в наличник окна к смерти или беде. Стук ночью в окно символизировал возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище.

Дом в деревне Мартыново “в четыре окна” с крыльцом и светелкой.
Принято было считать окно местом осуществления символической связи между живыми и мертвыми. Так, в день смерти человека на подоконник ставилась чаша с водой, а к косяку прикреплялся кусок белой ткани или полотенце. Вода и полотенце предназначались душе усопшего, по народным представлениям, находившейся сорок дней после смерти в своем прежнем жилище. Водой душа умывалась, а в полотенце отдыхала. В дни поминовения всех усопших на окна вывешивались полотенца или полотнища холста. Считалось, что по ним в дом на поминальную трапезу входили все приглашенные хозяевами умершие родственники «родители».
В некоторых русских деревнях во время масленицы на слуховое окно клали первый блин, испеченный хозяйкой, он предназначался для мертвых. В деревнях существовало также обыкновение выносить гроб с телом некрещеного ребенка, умершего от «горячки» человека или колдуна не через дверь, а через окно. Бытовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном. Отсюда существование запрета на выливание помоев, выбрасывания мусора через окно. Принято было считать, что милостыня нищему, переданная через окно, угодна Богу, так как скорей дойдет до него. Русские крестьяне также считали, что весть, полученная через окно, должна всегда привести к кардинальным переменам в жизни услышавшего ее человека, и поэтому никогда не переговаривались через него друг с другом. Кроме того, существовало поверье, что события, происходящие под окном дома в момент рождения ребенка, увиденные повитухой, определят весь дальнейший ход жизни новорожденного.

Венециянское окно в светелке
ОКНО ВЕНЕЦИЯНСКОЕ. Окно закрытого крыльца равное ширине трех обычных окон крестьянской избы. Оконный проем мог оставаться открытым или быть застекленным. В том и другом случае он делился по вертикали на три части. Окно могло быть квадратным, прямоугольным, заоваленным сверху. В избах севера Европейской России каждую из трех частей окна могли сделать круглой или овальной. Иногда закругленной сверху была только средняя часть окна, боковые части оставались прямоугольными. Венециянские окна были известны в северных губерниях России, там, где крыльцо являлось важной архитектурной деталью крестьянской избы. Они были широко известны также в пригородных селах Ярославской, Московской, Тверской, Костромской, Нижегородской, Владимирской губ., в которых вместо крыльца в XIX в. стали строиться террасы. См. Окно.
ОКНО ВОЛОКОВОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома и хозяйственных построек, как правило, небольшого размера. В XIX в. такие окна устраивались, обычно, в клетях, чуланах, подвалах, на скотных дворах, их использовали не столько для освещения, сколько для проветривания помещения. В XX в. волоковые окна стали стеклиться. См. Окно.

Красное окно, с вырезами г. Углич
ОКНО КОСЯЩАТОЕ (ОКНО КРАСНОЕ). Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома, обрамленное массивной колодой из четырех обтесанных брусьев «косяков». Косящатые окна были обычно почти квадратными, высотой в два, три, реже четыре венца сруба. В них вставлялась оконница, заполненная слюдой, рыбьим пузырем, брюховицей, стеклом. Окна с косяками были предметом гордости крестьянской семьи. Изба с косящатыми окнами часто упоминается в народных сказках, поэтическом творчестве как знак благополучия, радостной, светлой жизни. Особенно заметно это в цикле свадебных песен:
Уж ты светлая моя светлица,
Ты столовая новая горница!
Во сыром-то бору светлица была зарублена,
На добрых лошадях была вожена,
По тихому Дунаю ты, светлица, была строена,
Что да косящатыми окошками во зеленый сад,
Что широкими-то воротами во зеленый луг.
Косящатые окна стали появляться в крестьянских избах, вероятно, в XVIII в., хотя были известны на Руси еще в XIII-XIV вв. См. Окно.
ОКНО КРАСНОЕ. То же, что косящатое окно. Слово «красное» в старину было синонимом «красивого».
ОКНО ОБРАЗЧАТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких четырехугольных ячеек, заполненных слюдой, стеклом. См. окно, окно косящатое.
ОКНО РЕПЬЯСТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких круглых, напоминающих розетки ячеек, заполненных слюдой, стеклом, брюховицей. См. окно, окно косящатое.
ОКНО СЛУХОВОЕ. Смотровое и световое отверстие на фронтоне избы, использовалось также для проветривания чердака.
Окно вырубалось маленьких размеров (высотой в половину венца), квадратным или прямоугольным. Оно закрывалось изнутри дощечкой, двигавшейся в специально вырезанных пазах, или стеклилось в конце XIXXX веков. В северных губерниях Европейской России и в Поволжье слуховое окно обрамлялось росписью с наружной стороны фронтона. См. окно, окно волоковое.
ОКНО СМОТРЙЛЬНОЕ. Смотровое и световое отверстие на закрытом крыльце жилого дома, как правило решетчатое.
Окна на закрытых крыльцах крестьянских изб встречались на севере Европейской России, в Поволжье. Термин же смотрильное окно был распространен только у русского населения Западной Сибири. См. окно, окно венециянское.
ОКНО СУДНОЕ. Смотровое и световое отверстие жилого дома, расположенное в стене против устья лечи. Оно могло быть волоковым или обычным окном с рамой. Свет из окна позволял хозяйке увидеть внутреннее пространство печи при ее топке или приготовлении пищи.
Такие окна были характерны для русских изб по всей России. Судными они назывались в деревнях северных и среднерусских губерний. См. Окно.
ОКОННИЦА. Тонкая рама с переплетами, вставлявшаяся в колоду косящатого окна. В ячейки рамы обычно вставлялись кусочки слюды, рыбий пузырь, брюховица. Ячейки могли быть прямоугольными, ромбическими, квадратными, круглыми, овальными, в виде розеток и т. п. Термин был распространен по всей России.


Иллюстрации к статье предоставлены Музеем мифов и суеверий русского народа из собственного архива.

                              Написать редактору                                                                                Гостевая книга.

                              Написать вебмастеру

Сайт создан в системе uCoz