Перейти на номер:      1;2;3

 

 

В этом номере:

"Покутим"  - Вступительное слово автора.

Новости Культурной жизни.

Воспоминания о барыне Ниловой. (Выступление  В.А. Гречухина на IX кацких краеведческих чтениях).

Выставка рушников в Музее мифов и суеверий русского народа.

Интервью с Владимиром Лотоцким.

Окно, известное и не известное.

Март. (Народные приметы).

Интересные вещи

Выставка рушников в Музее мифов и суеверий
русского народа. Город Углич.

 

Рушник “Рожаницы - маковки”

     Прошло много веков Российской истории. Смены границ, правителей, религий, войны, бедствия, смуты не прошли мимо русской земли. Однако, память народная сквозь все перипетии времён несла в себе сакральное, понимание сути вещей, традиции и магию от древних предков к далеким потомкам. В чём же находило убежище и отражалось это древнее представление о мире? Да в том, что сопровождало каждый день человека, каждое событие его жизни.
В нашем музее сегодня выставлена часть моей личной коллекции предметов женского рукоделия, включающей в себя подзоры, прошвы, фрагменты и предметы старинной одежды и, конечно же, рушники. О них-то мы и поговорим подробнее.

Что такое рушник? Я не думаю, что кто-то сегодня не знает этот предмет, или, по крайней мере, не слышал о нём. В сегодняшнем понимании многих, рушник это длинное полотенце, на котором подносят хлеб соль на свадьбе жениху и невесте, или величают дорогих гостей. Но чем являлся рушник для наших, ещё не совсем далёких предков, знают, наверное, далеко не многие.
Проследим историю данного слова, какие древние понятия включает в себя оно?
Мне совсем не кажется, что слово «рушник» произошло напрямую от корня «рук», или слова «рука», как считают некоторые исследователи. Они утверждают, что рушник, это то, что держат в руках (подносят хлеб соль), или некий предмет, сделанный вручную. Мне же видится происхождение «рушника» более сложным, и в этом я склоняюсь к другой группе исследователей.
У слова «рушник » существуют синонимы, один из которых «рубашно» (толк. сл. Вл. Даля), происходящее от корня «руб», т. е. отрез ткани на «рубище», рубашку, одежду. Одежда же и всё, что связано с производством одежды и уходом за ней прялки, чесалки, ткацкие станы, вальки, рубеля, короба, сундуки, шкатулки украшались охранительными знаками, поскольку именно одежду человек носил на себе с самого рождения и до самой смерти. Даже хоронить человека положено в одежде, чтобы на «том свете» он тоже был защищён. Одежда, это, своего рода скорлупа, «кокон», внешняя оболочка тела. Она хранит человека от жары, холода, ран, «дурного глаза», «тёмных сил».

Рушник “Голуби и Мировое дерево”
Слово «руб» - это отрез ткани на «рубище», рубашку, одежду, следовательно, «рушник» тоже происходит от слова «руб», или «руш», «рушить», «рвать». Дело в том, что раньше ткань не резали, а рвали (нарушали её целостность), т.е. «рушник» можно ещё трактовать, как оторванный лоскут ткани. Есть ещё одно интересное слово в русском языке: «рухлядь». Есть, по меньшей мере, две трактовки данного слова. Одна обозначает ветхую, или не крепкую одежду, а другая - сделанное руками (вручную) изделие.
Теперь поговорим об украшении рушников. Ведь рушник, это, в первую очередь, украшенный отрез ткани, льна, вышивками, прошвами, кружевом, подзорами. По своему же прямому назначению рушники используются и сегодня защищать святые (красные) углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны, своими магическими рисунками и оберега-ми от «сглаза», «урока», любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей. Кстати, когда я спросила Сергея Темняткина, нет ли у жителей их деревни, Мартынова, старых рушников для покупки мною в музейную коллекцию, он сказал с горечью, что все их рушники в земле. Я переспросила. Он же разъяснил, что в 80-тые годы очень много рушников спустили в могилы при похоронах. Многие селяне возражали этому, дескать, далеко не все рушники можно использовать в похоронах и делать это огульно не гоже, но их, видно не слушали. Перестройка наглядно внесла свои коррективы в традиции.

Рушник “Цветы в вазонах”
Но как же на самом деле использовался рушник нашими предками?
Приведу прямо цитату из книги "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке": "Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами. Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал чело-век, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем "отдыхает" душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы " пришедшие" умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и намогильные кресты". Исходя из этого текста, можно предположить, что для различных ритуалов использовались разные рушники, с различными мотивами и узорами. В моей коллекции собраны разные типы рушников, один из которых наиболее замечателен.

Рушник с композицией “Двуглавый орел”
Это наиболее древняя трёхчастная композиция с «Макошью двуглавым орлом» в центре и двумя «мировыми деревьями». Я считаю Два Мировых дерева наиболее архаичным принципом строения мира. Одно относится к «Верхнему миру» и растёт вершиной в небо, где путешествует дневное солнце, а другое к «нижнему миру» и растёт наоборот, вершиной вниз, под землю, корни же его «исчезают в небесах». Под землёй же совершает свой путь солнце ночное. Мир дневной и мир ночной два самостоятельных мира, однако, не существующих друг без друга. Объединяет же два этих мира женское божество, Макошь, богиня судьбы, жребия, плодородия, урожая. Причём очень интересен маленький нюанс. Дело в том, что между головами орла находится не корона Российской империи, что казалось бы логичным в контексте данного изображения, а маковая коробочка, маковка. Оказывается, мак является цветком Макоши и изображения на рушниках маков и маковых коробочек сов-см не случайно и имеет охранительный смысл. В народной же магии, зёрна мака были сильнейшим оберегом от ходящего покойника и домовика (неопознанного покойника, умершего, или найденного зимой и лежащего до весны в «домовине», специальном строении, до весны, когда земля оттает можно будет выкопать могилу для него и похоронить надлежащим образом), а так же от огненного змея и прочих бесов. В композиции рисунка данного рушника так же присутствуют два женских изображения (роженицы) и птицы, неотъемлемая символическая часть небесной стихии. Внизу же, под основным рисунком располагается полоса орнамента, напоминающая хоровод магический ритуальный танец.

Рушник с арнаментом “Маковки”

Рушник с арнаментом “цветы”


Что же касается прочих рушников, представленных на выставке, то они содержат в себе отдельные элементы вышеуказанного орнамента: птицы, цветочные гирлянды, женские стилизованные фигуры, маки, маковые коробочки. Стоит ещё, к вышесказанному, добавить немного о цветах, цветочных гирляндах и «купальских» цветочных венках. Рушники с цветочными узорами чаще всего использовались в свадебных обрядах, поскольку, цветы являлись не только символом плодородия и апогея лета, но особенно были сильнейшим оберегом, благодаря своему яркому цвету, сильному запаху и целительным свойствам, от «тёмных сил». Теми же, оберегающими свойствами обладают и «купальские венки», что плетут девушки своим избранникам в день Ивана Купалы, 21-го июня, в день летнего солнцестояния. Ведь в эту ночь, последнюю, в русальной неделе, когда русалки гуляют по земле, как люди, нельзя ходить в лес и купаться без особого оберега, так как они нападут на молодых людей, защекочут и утащат к себе, в омут. И не для того ли, защиты от “бесов”, надевают девицы перевязи (головные ленты, завязанные под косой), непременно украшенные цветами, хоть шитыми, хоть бумажными, и ни как иначе!
Дарья Чужая

Фотографии предоставлены Музеем мифов и суеверий русского народа.
г. Углич

                              Написать редактору                                                                                Гостевая книга.

                              Написать вебмастеру

Сайт создан в системе uCoz