В этом номере:
"Покутим" -
Вступительное слово автора.
Новости
Культурной жизни.
Воспоминания о барыне Ниловой. (Выступление В.А. Гречухина на
IX кацких краеведческих чтениях).
Выставка рушников
в Музее мифов и суеверий русского народа.
Интервью с
Владимиром Лотоцким.
Окно, известное
и не известное.
Март.
(Народные приметы).
|
Интересные вещи
Выставка рушников в Музее мифов и суеверий
русского народа. Город Углич.
Прошло много веков Российской истории. Смены
границ, правителей, религий, войны, бедствия, смуты не прошли мимо русской
земли. Однако, память народная сквозь все перипетии времён несла в себе
сакральное, понимание сути вещей, традиции и магию от древних предков к
далеким потомкам. В чём же находило убежище и отражалось это древнее
представление о мире? Да в том, что сопровождало каждый день человека,
каждое событие его жизни.
В нашем музее сегодня выставлена часть моей личной коллекции предметов
женского рукоделия, включающей в себя подзоры, прошвы, фрагменты и предметы
старинной одежды и, конечно же, рушники. О них-то мы и поговорим подробнее.
Что такое рушник? Я не думаю, что кто-то сегодня не знает этот предмет, или,
по крайней мере, не слышал о нём. В сегодняшнем понимании многих, рушник это
длинное полотенце, на котором подносят хлеб соль на свадьбе жениху и
невесте, или величают дорогих гостей. Но чем являлся рушник для наших, ещё
не совсем далёких предков, знают, наверное, далеко не многие.
Проследим историю данного слова, какие древние понятия включает в себя оно?
Мне совсем не кажется, что слово «рушник» произошло напрямую от корня «рук»,
или слова «рука», как считают некоторые исследователи. Они утверждают, что
рушник, это то, что держат в руках (подносят хлеб соль), или некий предмет,
сделанный вручную. Мне же видится происхождение «рушника» более сложным, и в
этом я склоняюсь к другой группе исследователей.
У слова «рушник » существуют синонимы, один из которых «рубашно» (толк. сл.
Вл. Даля), происходящее от корня «руб», т. е. отрез ткани на «рубище»,
рубашку, одежду. Одежда же и всё, что связано с производством одежды и
уходом за ней прялки, чесалки, ткацкие станы, вальки, рубеля, короба,
сундуки, шкатулки украшались охранительными знаками, поскольку именно одежду
человек носил на себе с самого рождения и до самой смерти. Даже хоронить
человека положено в одежде, чтобы на «том свете» он тоже был защищён.
Одежда, это, своего рода скорлупа, «кокон», внешняя оболочка тела. Она
хранит человека от жары, холода, ран, «дурного глаза», «тёмных сил».
Рушник
“Голуби и Мировое дерево”
Слово «руб» - это отрез ткани на «рубище», рубашку, одежду, следовательно,
«рушник» тоже происходит от слова «руб», или «руш», «рушить», «рвать». Дело
в том, что раньше ткань не резали, а рвали (нарушали её целостность), т.е.
«рушник» можно ещё трактовать, как оторванный лоскут ткани. Есть ещё одно
интересное слово в русском языке: «рухлядь». Есть, по меньшей мере, две
трактовки данного слова. Одна обозначает ветхую, или не крепкую одежду, а
другая - сделанное руками (вручную) изделие.
Теперь поговорим об украшении рушников. Ведь рушник, это, в первую очередь,
украшенный отрез ткани, льна, вышивками, прошвами, кружевом, подзорами. По
своему же прямому назначению рушники используются и сегодня защищать святые
(красные) углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники,
похороны, своими магическими рисунками и оберега-ми от «сглаза», «урока»,
любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей. Кстати, когда я спросила
Сергея Темняткина, нет ли у жителей их деревни, Мартынова, старых рушников
для покупки мною в музейную коллекцию, он сказал с горечью, что все их
рушники в земле. Я переспросила. Он же разъяснил, что в 80-тые годы очень
много рушников спустили в могилы при похоронах. Многие селяне возражали
этому, дескать, далеко не все рушники можно использовать в похоронах и
делать это огульно не гоже, но их, видно не слушали. Перестройка наглядно
внесла свои коррективы в традиции.
Рушник
“Цветы в вазонах”
Но как же на самом деле использовался рушник нашими предками?
Приведу прямо цитату из книги "Изобразительные мотивы в русской народной
вышивке": "Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе.
Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и ее
родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой,
изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала
невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо
вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто
участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали
полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на
свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом
и связывали полотенцами. Свою особую роль играло оно в родильных и
крестильных обрядах. А когда умирал чело-век, полотенце повязывали ему на
шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах
опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце
выкладывали на подоконник, веря, что в нем "отдыхает" душа умершего. А в дни
поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы " пришедшие" умершие
родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни,
украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и намогильные
кресты". Исходя из этого текста, можно предположить, что для различных
ритуалов использовались разные рушники, с различными мотивами и узорами. В
моей коллекции собраны разные типы рушников, один из которых наиболее
замечателен.
Рушник
с композицией “Двуглавый орел”
Это наиболее древняя трёхчастная композиция с «Макошью двуглавым орлом» в
центре и двумя «мировыми деревьями». Я считаю Два Мировых дерева наиболее
архаичным принципом строения мира. Одно относится к «Верхнему миру» и растёт
вершиной в небо, где путешествует дневное солнце, а другое к «нижнему миру»
и растёт наоборот, вершиной вниз, под землю, корни же его «исчезают в
небесах». Под землёй же совершает свой путь солнце ночное. Мир дневной и мир
ночной два самостоятельных мира, однако, не существующих друг без друга.
Объединяет же два этих мира женское божество, Макошь, богиня судьбы, жребия,
плодородия, урожая. Причём очень интересен маленький нюанс. Дело в том, что
между головами орла находится не корона Российской империи, что казалось бы
логичным в контексте данного изображения, а маковая коробочка, маковка.
Оказывается, мак является цветком Макоши и изображения на рушниках маков и
маковых коробочек сов-см не случайно и имеет охранительный смысл. В народной
же магии, зёрна мака были сильнейшим оберегом от ходящего покойника и
домовика (неопознанного покойника, умершего, или найденного зимой и лежащего
до весны в «домовине», специальном строении, до весны, когда земля оттает
можно будет выкопать могилу для него и похоронить надлежащим образом), а так
же от огненного змея и прочих бесов. В композиции рисунка данного рушника
так же присутствуют два женских изображения (роженицы) и птицы, неотъемлемая
символическая часть небесной стихии. Внизу же, под основным рисунком
располагается полоса орнамента, напоминающая хоровод магический ритуальный
танец.
Что же касается прочих рушников, представленных на выставке, то они содержат
в себе отдельные элементы вышеуказанного орнамента: птицы, цветочные
гирлянды, женские стилизованные фигуры, маки, маковые коробочки. Стоит ещё,
к вышесказанному, добавить немного о цветах, цветочных гирляндах и
«купальских» цветочных венках. Рушники с цветочными узорами чаще всего
использовались в свадебных обрядах, поскольку, цветы являлись не только
символом плодородия и апогея лета, но особенно были сильнейшим оберегом,
благодаря своему яркому цвету, сильному запаху и целительным свойствам, от
«тёмных сил». Теми же, оберегающими свойствами обладают и «купальские
венки», что плетут девушки своим избранникам в день Ивана Купалы, 21-го
июня, в день летнего солнцестояния. Ведь в эту ночь, последнюю, в русальной
неделе, когда русалки гуляют по земле, как люди, нельзя ходить в лес и
купаться без особого оберега, так как они нападут на молодых людей,
защекочут и утащат к себе, в омут. И не для того ли, защиты от “бесов”,
надевают девицы перевязи (головные ленты, завязанные под косой), непременно
украшенные цветами, хоть шитыми, хоть бумажными, и ни как иначе!
Дарья Чужая
Фотографии предоставлены Музеем мифов и суеверий русского народа.
г. Углич
|