Выпуск № 3

Перейти на номер:      1;2;3

 

 

В этом номере:

bullet

ДК 30 лет. Интервью с работниками культуры

bullet

Город Мастеров. Алексей Кулагин краеведение.

bullet

О камне, петухе и его лапе. Дарья Чужая доклад.

bullet

Валерий Куртмулаев - мастер глиняной миниатюры. Вера Городецкая статья.

bullet

Великая стройка Угличского гидроузла
и маленький человек.
Ольга Городецкая статья.


«Много лет назад, когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так, его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием поляков. С тех пор, якобы, и остался след петуха на камне, что лежал метрах в ста на юго-запад от церкви Николая Чудотворца-на-Петухах, в бывшей Петуховой слободе», -
это одно из многих Угличских древних преданий.
Но камень у церкви-на-Петухах был не единственным подобным камнем вблизи Углича. Второй подобный раритет жив и по сей день близ деревни Еросимово на левом берегу Волги, в течении ручья Кека.
Упоминание же о петухе не единично в угличской истории. Существует гипотеза, что древний герб самого Углича изображал именно эту птицу.
Сейчас мы постараемся разобраться, почему гербом Углича мог быть петух и прилетал ли он когда-нибудь на эти странные камни.
Интересно, что петух у славян, как западных, так и восточных, являлся птицей пограничной и наделялся как способностью противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной традиции он постоянно связывался с огнём, оберегал дом от пожара и удара молнии, однако при этом красный петух олицетворял сам пожар. Нам и сейчас известна фраза «пустить красного петуха». Рассказывали, что когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух, садящийся прямо на крышу дома и поджигающий всё вокруг.
Петуха приносили в жертву богу огня Перуну. Не от названия ли Перунова святилища-жертвенника пошло название «Огнёва гора», что в Угличе, где стоит сегодня Алексеевский монастырь?
О петухе из Угличской легенды, сказано, что прилетал и пел он в полночь. Такой петух существует в поверьях южных славян, зовут его «царёк». Он начинает петь ещё в яйце, а когда вырастает, становится самым сильным и смелым петухом в округе. Резать такого петуха нельзя, так как он поёт в полночь, и его боится сам дьявол.
Что же касается непосредственно “Петуховых камней” и гипотез на этот счёт, я абсолютно согласна с тем, что эти камни являются так называемыми межевыми камнями, ограничивающими территорию рода (поля), определяющими межу, границу, камнями культового назначения на неких границах территорий или миров.
Существует множество упоминаний о том, что петуха приносили в жертву как существо, обладающее охранительными качествами. В данном варианте нам интересен тот факт, что в некоторых случаях петуха закапывали на границе села как его хранителя, а при обряде опахивания селения, для защиты от болезней. Женщины, совершавшие этот обряд, брали с собой петуха.
Существует версия Петуха-тотема. С этим утверждением некоторых исследователей относительно славян я не совсем согласна. Да, петух выступал таким символом у древних галлов (отголоски этого можно наблюдать в геральдике Франции). А у готов эта птица была боевым символом благодаря её бойцовым качествам. Однако у тех славянских племён, которые отличались особой воинственностью, были другие тотемы. Это волк и медведь (может быть, рысь), в любом случае «лют- зверь», но никак не «люта птица».
Откуда же взялась Петухова лапа на камнях в Угличе и его окрестностях? Хочу выдвинуть следующее предположение: «Петухова лапа» на камне не имеет никакого отношения к птице-петуху и отпечаткам его конечностей. Это совершенно иной символ, имеющий многовековую, если даже не тысячелетнюю, историю. Это один из знаков рунического алфавита. Сегодня существует целая наука - рунология, изучающая эти древние письмена.
На территорию Верхневолжья руны пришли, скорее всего, из Скандинавии, где они использовались в качестве алфавита и заклинательной магической системы вплоть до ХII-го века н.э., чему там существуют множественные подтверждения.
Но вернёмся к «петушиной лапе». Это руна, германское название которой Альгиз (Algiz); англосаксонское - Эольх (Eolx); древнескандинавское Ир (Yr), фонетическое соответствие звуку «З» («Z») традиционное значение - защита.
Вот в этой точке «защиты» и сходятся линии легенд, предположений и научной версии о межевых камнях.
Древнегерманское слово «alhs» означает «храм», или «святилище». Так как именно в alhs хранились все магические аксессуары и ритуальная утварь, эти сакральные места наверняка старались защитить как можно надёжней.
В Скандинавии руну Альгиз часто соотносят с защитой и обороной, и в этом качестве она ассоциируется с образом «прикрытия, щитом», отсюда её связь с валькириями- проводниками между миром живых и миром мёртвых. Они не только выбирали тех, кому предстояло пасть на поле битвы, но и прикрывали своими щитами воинов в гуще сражения. Считалось, что валькирии могут принимать облик птиц (лебедей или воронов).
В древне-скандинавских религиозно-магических традициях эта руна, Альгиз, сравнивалась с радужным мостом, соединяющим мир живых и мир мёртвых. А при сопоставлении с древнеславянскими представлениями, мы видим, что и здесь именно из мира мёртвых является предупреждение живым.
Теперь, рассмотрев все эти интересные факты, можно составить следующую картину вокруг Петуховых камней. «Петухова лапа», или руна Альгиз, древний охранительный символ на камне и проводник между мирами, мог находиться на границе территории рода или поселения, быть культовым местом или подобием алтаря. Петух - пограничная птица между миром света (для мира живых) и тьмы (ночи мира мёртвых), предвестник событий, символ победы светлых сил (солнечных) над темными (ночными). При наложении этих символов и вырисовывается легенда о петухе, дошедшая до наших дней, правда, с утратой главного - предыстории.
Петух же на гербе Углича вполне мог иметь место, поскольку северные, новые города Киевской Руси закладывались славянами изначально для обозначения ограждения и охраны северных территорий Руси от вторжений извне.


И всё же немного о лапе петуха. Не только камни несли на себе этот древний символ. В нашем музее имеется старинный горшок, на который тоже «прилетал петух» и оставил свой след, а почему - это уже другая история.

                              Написать редактору                                                                                Гостевая книга.

                              Написать вебмастеру

Сайт создан в системе uCoz